Резерв по сомнительным долгам


До 2012 года его формировали только в отношении задолженности покупателей за проданные товары, выполненные работы или оказанные услуги. Поэтому по долгам, связанным с перечислением поставщикам авансов, его не создавали. В настоящее время данное требование отменено. Резерв предназначен для списания дебиторских задолженностей, если они станут нереальными для взыскания. Учет резервов по сомнительным долгам ведут на счете 63 и включают в состав прочих расходов фирмы.

О порядке формирования резерва по сомнительным долгам


Сомнительным долг признается, если (п. 1 ст. 266 НК РФ ): задолженность возникла в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг; задолженность не погашена в срок, установленный договором; задолженность не обеспечена залогом, поручительством или банковской гарантией. долги поставщиков, связанные с поставкой товаров (работ, услуг) или с возвратом аванса; долги контрагентов по оплате переданных имущественных прав (например, по аренде имущества) и по уплате договорных санкций; долги заемщиков (письмо Минфина России от 29.09.2011 № 03-03-06/2/150). Решение о создании резерва по сомнительным долгам налогоплательщик отражает в учетной политике для налогового учета.

Создание резервов при формировании учетной политики


Отсутствие резерва на оплату отпусков можно признать правомерным лишь в отношении субъектов малого предпринимательства (п. 3 ПБУ 8/2010
«Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы»
, утв. приказом Минфина России от 13.12.2010 № 167н). Все остальные организации должны создавать такой резерв (пункты 4, 5 ПБУ 8/2010). Цель — показать пользователям бухгалтерской отчетности, что у организации есть обязательства перед работниками по оплате отпусков.

Создание резервов по сомнительным долгам в налоговом учете


Обратите внимание: Для того, чтобы использовать предоставленное Налоговым кодексом право на создание резервов по сомнительным долгам, организации необходимо закрепить порядок их создания в учетной политике для целей налогового учета компании . В соответствии с положениями ст.313 НК РФ, порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя. В бухгалтерском учете создание резерва по сомнительным долгам регламентируется ПБУ
«По ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ»
. Начиная с отчетности за 2011 год действует новая редакция данного ПБУ, в соответствии с которой создание оценочного резерва по сомнительным долгам (в случае их наличия) из права превратилось в обязанность для всех организаций.

Задачи по налогообложению



Создание резерва по сомнительным долгам задачи


При возникновении фактических затрат, в отношении которых был создан резерв, размер отчислений может корректироваться. Резерв по сомнительным долгам призван помочь тем организациям, которые стремятся обезопасить себя от партнеров, ненадежных в плане своевременности расчетов. Создание резерва по сомнительным долгам возможно только для организаций, применяющих метод начисления. Организации, определяющие доходы кассовым методом, расходы на создание резерва по сомнительным долгам в целях налогообложения учитывать не имеют права. Факт реализации товара (работ, услуг) является обязательным условием для признания задолженности сомнительной.

Резерв по сомнительным долгам: особенности формирования в бухгалтерском учете


Так как бухгалтерская (финансовая) отчетность должна быть достоверной, то целью создания резерва по сомнительным долгам является отражение в балансе достоверной дебиторской задолженности. Сомнительная задолженность выявляется посредством инвентаризации расчетов. Инвентаризации подлежит не только задолженность за реализованные товары, работы, услуги, но и задолженность поставщиков по выданным им авансам. Порядок создания резерва следует закрепить в учетной политике.

Учетная политика по созданию резерва по сомнительным долгам ACCOUNTING POLICY ON THE DOUBTFUL DEBT RESERVE CREATION Текст научной статьи по специальности — Экономика и экономические науки


ПОЛЯКОВА И.А. et al.
«Учетная политика по созданию резерва по сомнительным долгам»
Вестник Красноярского государственного аграрного университета (2015).

URL: http://cyberleninka.ru/article/n/uchetnaya-politika-po-sozdaniyu-rezerva-po-somnitelnym-dolgam (дата обращения: 24.02.2018). ПОЛЯКОВА И.А. & ЗАРКОВА О.В. (2015). Учетная политика по созданию резерва по сомнительным долгам. Вестник Красноярского государственного аграрного университета URL: http://cyberleninka.ru/article/n/uchetnaya-politika-po-sozdaniyu-rezerva-po-somnitelnym-dolgam (дата обращения: 24.02.2018).

Резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском и налоговом учете


Заметьте, что для целей бухгалтерского учета формирование резерва по сомнительным долгам с 2011 года является не правом, а обязанностью, о чем говорится в п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ № 34н. По-другому дело обстоит с налоговым учетом, НК РФ предусматривает именно право организаций, применяющих метод начисления, создавать резерв по сомнительным долгам.

ФНС утвердила новый порядок получения отсрочки (рассрочки) по платежам в бюджет. Теперь и для налогов, и для страховых взносов (кроме взносов «на травматизм») правила одни и те же. Налоговая служба изменила свою позицию, касательно заполнения поля 101 «Статус плательщика» в платежках на перечисление страховых взносов. Теперь юрлицам рекомендуется использовать статус «01», а ИП – «09». Расширен перечень видов госконтроля, при которых применяется риск-ориентированный подход.

Таким обоснованием могут быть материалы переписки с должниками. Величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично. Если до конца года, следующего за годом создания резерва сомнительного долга, этот резерв в какой-либо части не будет использован, то неизрасходованные суммы присоединяются к доходам соответствующего года.