Оглавление:

Встречная налоговая проверка: чего ждать от инспекции и как себя вести?


Она не так страшна, как, к примеру, выездная. Тем не менее, существует ряд подводных камней, зная которые, вы сможете пройти встречную проверку с наименьшими потерями. Если вы получили требование о представлении документов либо информации, это значит, что одного из ваших контрагентов (покупателя или поставщика) либо уже проверяет, либо планирует проверить налоговая. Инспекторы могут назначить встречную проверку документов, чтобы проверить какую-то сделку, убедиться в ее наличии. Документы, как правило, требуют, если проверка у контрагента уже идет.

Встречная проверка: проверяем и отвечаем на полученное требование о представлении документов (информации)


Мы расскажем о том, на что стоит обратить внимание в полученном требовании, чтобы либо отсрочить момент представления документов, либо вообще их не представлять. Внимание! Если налоговики решат, что вы необоснованно не представили документы (информацию) по требованию, вас оштрафуют на 5000 руб. (Пункт 1 ст. 129.1 НК РФ). Если же вы в течение года еще раз откажетесь исполнять требование, то штраф увеличится до 20 000 руб.

Если налоговая требует документы о вашем контрагенте: новые правила ответственности с 1 января 2014 года


93.1 НК РФ . В соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ должностное лицо инспекции при проведении налоговой проверки вправе истребовать документы или информацию, касающиеся деятельности налогоплательщика, у его контрагента или у иных лиц, располагающих такими документами (информацией). Кроме того, налоговые органы обладают аналогичным правом вне рамок налоговой проверки в отношении документов или информации относительно конкретной сделки (п. 2 ст. 93.1 НК РФ )

Вправе ли налоговый орган требовать предоставление организацией документов по контрагенту, в отношении которого проводится выездная проверка, если эти документы ранее предоставлялись при проведении камеральной проверки контрагента?


У контрагента организации в 2012 г. проводилась камеральная проверка. В налоговый орган в 2012 году в рамках «встречной проверки» были представлены документы. В 2013 г. у того же контрагента проводилась выездная налоговая проверка. В настоящий момент тот же налоговый орган в отношении того же контрагента требует повторного представления тех же документов. Правомерно ли требование налогового органа?

Требование налогового органа правомерно.

Ответ на ьтребование по встречной проверки


Прежде чем безропотно нести документы в инспекцию, рекомендуем внимательно изучить полученное требование.
И в первую очередь обратить внимание на последнюю перед подписью строчку, в которой указывается основание для истребования документов, то есть мероприятия, которые проводятся в отношении контрагента.
Основания для «встречки» — во-первых, по пункту 1 статьи 93.1 Налогового кодекса можно потребовать документы и информацию, касающиеся деятельности контрагента, но только в том случае, если проводится его проверка (или дополнительные мероприятия налогового контроля); — во-вторых, по пункту 2 статьи 93.1 Налогового кодекса можно потребовать информацию по конкретной сделке, касающейся деятельности контрагента, если она требуется вне рамок проверки (например, при проведении иных мероприятий налогового контроля). Намеренно или нет, но налоговики отождествляют эти два понятия, указанные в разных подпунктах одной статьи.

С 1 января 2007 года действует статья 93.1 Налогового кодекса РФ, регулирующая истребование документов (информации) о налогоплательщике или информации о конкретных сделках (введена Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 137-ФЗ). Но название осталось: на практике истребование налоговым органом у од­ной компании документов (информации) о другой компании (о сделках с контр­агентом) продолжают называть встречной проверкой. Кроме указанной статьи эта процедура регламентируется также Порядком взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов, утвержденным приказом ФНС России от 25 декабря 2006 г.

Особенности проведения встречной налоговой проверки


2 ст. 87 НК РФ было исключено такое дополнительное мероприятие налогового контроля, проводимое при осуществлении камеральных или выездных налоговых проверок. Суть его была проста: налоговая инспекция запрашивала документы у контрагентов проверяемого налогоплательщика, а затем сравнивала полученные сведения с теми, которые были отражены в документах организации. Однако взамен термина «встречная проверка», исключенного из НК РФ, в кодекс введена новая статья 93.1.

И меет ли право налоговая при проведении встречной проверки нашего контрагента запрашивать у нас информацию и предоставление документов по нашей численности, нашим основным фондам, о наших поставщиках (договоры с ними, счета-фактуры), нашей реализации другим покупателям?


К таким документам могут относиться и внутренние документы контрагента, если в них содержится информация о его взаимоотношениях с проверяемой организацией. Например, приказы о командировании в эту организацию сотрудников контрагента или штатные расписания, из которых можно сделать вывод, что контрагент располагает персоналом для выполнения обязательств по договорам, заключенным с проверяемой организацией.

Ответ на требование налоговой инспекции


На встречной проверке налоговики вправе требовать документы, связанные с деятельностью контрагента (п. 1 ст. 93.1 НК РФ). Конкретного перечня бумаг в кодексе нет.

Поэтому чиновники считают, что инспекция вправе требовать все документы, связанные с деятельностью проверяемой компании (письмо Минфина России от 09.10.2012 № 03-02-07 /1–246). В то же время книга продаж является регистром, необходимым для расчета НДС, а не налога на прибыль.

Вы используете неактуальную версию браузера!


за документ, а к кол-ву сч/ф привязать еще и кол-во ТТН и еще оштрафовать на 200 руб.за ТТН? В случае непредставления документов в рамках встречной проверки организация может быть оштрафована на сумму 10 000 руб. по п. 2 ст. 126 Налогового кодекса РФ. Вместе с тем, не исключена иная точка зрения налоговых органов по данному вопросу. Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию).

Не сданные вовремя документы накличут на фирму неприятности


Он рассказал про любопытный случай, с которым столкнулся по работе. Налоговая инспекция заблокировала расчетный счет одной из столичных организаций. Когда бухгалтер фирмы попытался выяснить в ИФНС причину приостановки операций, ему сообщили, что отчетность за 2005 год была сдана не полностью. Отсутствовало аудиторское заключение. Дело в том, что у компании в тот период объем выручки превысил 50 млн рублей, поясняет специалист: – В этом случае организация должна была пройти обязательную аудиторскую проверку (ст. 7 закона от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ)

Если инспектор при проведении выездной или камеральной проверки заподозрит что-то не то, он имеет право обратиться за документами к контрагентам проверяемой фирмы с целью подтверждения информации. Основанием для проведения такого налогового контроля может быть не только проведение камеральной или выездной налоговой проверки, но и другая обоснованная необходимость. Причем, законодательство не ограничивает это понятие, поэтому такой необходимостью может быть что угодно.


Представление документов в — рамках встречной проверки


Т.е. расхождений, возникающих в разных экземплярах бумажного документа у продавца и покупателя, просто не может быть. Что касается остальных формализованных документов, то оператор электронного документооборота формирует одинаковые XML-файлы документов как у продавца, так и у покупателя, которые не могут быть изменены (т.к. усиленная квалифицированная ЭП гарантирует неизменность информации). Таким образом, эти экземпляры тоже идентичны. Единственное, что может заинтересовать налогового инспектора — это даты выставления и получения электронного счета-фактуры.

Подскажите пожалуйста, законны ли требования налоговой инспекции: 1. по сроку (5 дней), 2. по основанию (ст. 93.1 и проведение вне рамок нал.проверок), 3. по предоставлению документов и пояснений (я читаю что максимум что мы должы так это предоставить договор по сделкам с этим контрагентом, с/ф, тн и если были, акты сверки, а вот дальнейшую судьбу данного товара, как мы его везли/перевозили, чьими силами и т.п.

Какой штраф за непредоставление документов по встречной проверке?


А если попытаться оштрафовать по 200 руб. за каждый не сданный вовремя документ, так эти суммы вообще несравнимы. К тому же формулировки рассмотренных статей, как мы успели убедиться, располагают к путанице понятий, существующих в рамках данных правоотношений. Если ваша организация по каким-либо причинам вовремя не исполнила (или не смогла исполнить) требование о представлении документов в рамках «встречки», не спешите уплачивать предъявленный вам штраф.